ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
«Метод мгновенного тыка» и случайные открытия: как учатся современные дети

Стало интересно — зашёл в интернет, нашёл ответ. Где же рассуждения и долгий поиск истины? Блогер, папа и педагог Алексей Калачёв рассказывает, как клиповое мышление вытесняет системное и так ли это страшно, как кажется на первый взгляд.

Одна из любимых тем обсуждений про разные поколения — это как клиповое мышление вытесняет системное. Действительно, юное поколение думает совсем иначе, чем старшее. Сам подход иной. Значит ли это, что старые, «универсальные» методы познания мира и ориентации в нём уже не работают? Нет, однако в системе образования стоит изменить некоторые подходы, связанные с пониманием того, как современные дети получают опыт.

1. «Метод мгновенного тыка»

«Метод тыка» прост и универсален. Он работал и когда человек ещё ходил в звериных шкурах, и сейчас — в информационном мире. Нужно просто пробовать сделать что-то: то так, то эдак. Методом проб и ошибок. Скажите, случайная вероятность имеет низкий КПД? Возможно, однако весь прогресс человечества построен именно на этом методе.

 

Эдисон выполнил десять тысяч неудачных экспериментов, чтобы изобрести и усовершенствовать электрическую лампочку накаливания, и его изобретение изменило мир. Не опускайте руки после первой неудачи.

Правда, говорят, что создаваемый сейчас искусственный интеллект (ИИ) так быстро будет отрабатывать все варианты проб и ошибок, что человек станет неконкурентоспособным. Пока этого не произошло, старый и проверенный метод в игре.

И знаете что? Если в прошлом единицы особо пытливых — как Эдисон — постоянно применяли этот метод, то сейчас так делают большинство молодых людей. Более того, новое поколение усовершенствовало этот метод, превратив его в «метод мгновенного тыка».

Спросите: как это? А так: как только возникает вопрос, интерес или желание, представители нового поколения сразу делают своего рода «тык». В поисковике или на практике, но в этот же момент — мгновенно. Это значительно повышает результативность их запросов.

«Мысль ушла, не застав никого дома» — это не про них. Именно поэтому они так быстро осваивают компьютер и интернет.

Ткнул сюда — не получилось, ткнул в другое место, и так много раз, без долгих размышлений об ошибке, поэтому они быстро учатся. Быстро, но, говорят, не системно — это правда. Зато такой подход может принести много случайных, непредвиденных и неожидаемых результатов. Некоторые будут весьма впечатляющими.

2. Случайные открытия

Большинство научных открытий сегодня происходят в результате кропотливой работы. Однако история полна случаев, когда невероятные открытия совершались совершенно случайно. Перечислю лишь некоторые из таких открытий и изобретений.

Закон Архимеда (открыт в ванне): помните, наверное, в этот момент он воскликнул: «Эврика!» Открытие Колумбом Америки. Рентгеновское излучение и радиоактивность. Нобелевская премия: тут помогла оплошность журналистов, когда они по ошибке напечатали некролог Нобеля, скажем так, раньше времени. Музыкальный талант Элвиса Пресли: ему подарили гитару, так как на велосипед денег у родителей не хватило.

Телефон и телескоп. Микроволновая печь (то есть то, что СВЧ-излучение способно нагревать предметы). Множество химических элементов. Вулканизированная резина. Тефлон и суперклей. Небьющееся (ударопрочное) стекло. Спички и порох. Полиэтилен и анилиновые красители. Скотч и стикеры. Застёжки-липучки. Пластилин, пластик и железобетон.

Пенициллин (антибиотики), инсулин, вазелин. Открытие причин многих ужасных болезней. А ещё кардиостимулятор. Вот это вот всё спасло и спасает миллионы жизней.

Пакетированный чай. Кукурузные хлопья и сухие завтраки. Сахарин. Вафельный рожок для мороженого. Чипсы. Фруктовое мороженое. Шампанское, бренди и портвейн. Шоколадная паста. Салат «Цезарь». Кока-кола! Да, и она тоже.

Шагающая пружинка «слинки» — популярная детская игрушка. Кресло-качалка. Тележка для супермаркета. Танец сиртаки. Кроссворд. Лего. Служба коротких сообщений (Short Messaging Service, SMS).

Этот список бесконечен. Каждая история этих открытий и изобретений завораживает и вдохновляет. Это истории про настоящие приключения, как найти «клад».

Можем ли мы лишать детей такой возможности — испытать радость настоящего открытия? Тогда позволяйте им делать самые невероятные вещи — экспериментировать. Как бы странно они ни выглядели со стороны, эксперименты могут принести действительно неожиданный результат (главное, чтобы квартиру не спалили, поэтому лучше, если это будет на ваших глазах, а не тайком). Кстати, возможно, таким «случайным» образом дети сделают вашу семью миллионерами. Прецеденты были.

3. Системное мышление и поиск до первого результата

Противоположностью «метода тыка» называют системное мышление. Попробую объяснить разницу на примере из жизни. Нужно принять решение, куда поехать отдыхать в отпуск. Ответственное решение, потому как он один в году и хочется, чтобы удался. Как будут поступать люди старшего и молодого поколения?

Если представителям «старой школы» нужно что-то узнать для принятия решения, они прошерстят всё, а не только первые три ответа поиска в интернете.

Потом на основе полученной информации создадут что-то вроде таблички, где упорядоченно составят картину: все плюсы и минусы, все подводные камни и возможности. Принципиальным является то, что это будет именно полная картина. К этому их толкает системное мышление.

У многих молодых людей, по крайней мере я сталкивался с этим неоднократно, подход иной: искать до первой интересной ссылки по теме или спросить в группе в соцсетях, зацепиться там за первые комменты (порой не узнав самых очевидных фактов по теме).

Зачем читать всё, если я уже нашёл ответ, который меня устраивает? Это же лишняя потеря времени! Говорят, это особенность клипового мышления, предполагающего фрагментарность познания мира (и обучения). Потому что информации стало слишком много. С другой стороны, если результат есть и он устраивает, зачем делать лишнюю работу? Разумно же!

Ещё это и особенность современной среды. Когда всё было в дефиците, то можно и нужно было сравнивать и выбирать. Сейчас всего так много, что если всё сравнить, жизни не хватит. Поэтому, когда ты встретил то, что тебе нужно, на этом поиск прекращается. Зачем тратить жизнь на бесконечный выбор и анализ всего?


Мир изменился. Но основной принцип познания остался прежним — надо пробовать. Под лежачий камень вода не течёт. Удачи вам!


МЕЛ
16.09.2019
ава
Как развивать ребёнка, который не может читать
Каждый десятый ребёнок страдает дислексией. Такое распространённое нарушение не всегда просто распознать: иногда родителям кажется, что ребёнок просто ленив и не собран. Но при правильном подходе ребёнка, страдающего дислексией, можно вырастить в настоящего гения. Ведь у таких детей очень развиты творческие способности и интуиция. Как распознать ребёнка, страдающего дислексией, и развить его способности, рассказала педагог НинаДжексон в книге «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии».
ОМУ
Мир моих интересов
ава
Школьные каникулы: модули vs четверти
Все больше современных школ переходят на модульную систему организации каникул, и привычные «осенние-зимние-весенние» постепенно уходят в прошлое. Почему модули «5+1» стремительно набирают популярность среди педагогов и родителей? Сегодня школы могут выбрать два вида графика: традиционный, когда учебный год разбит на четыре четверти и модульный (пять недель учебы и одна — отдыха).