ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Шахматы станут обязательным предметом во всех школах

С 1 сентября увеличится количество российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в шахматы. Экспериментальные шахматные проекты в нескольких регионах показали хорошие результаты, и чиновники приняли решение ввести этот предмет во всех образовательных учреждениях страны. Как сообщает Минпросвещения, программы преподавания и учебники уже разработаны, повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.

Отметим, что министр просвещения Ольга Васильева еще в должности главы Минобрнауки России в 2017 году впервые заявила о необходимости сделать занятия по шахматам обязательными для учеников начальной школы:

— Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.

Министр тогда добавила, что опыт преподавания шахмат в начальной школе уже есть в школах Самарской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

Весной этого года Ольга Васильева подтвердила, что Минпросвещения заинтересовано в развитии программ шахматного образования, и чиновники прилагают усилия, чтобы «в перспективе шахматное образование было доступно во всех школах начиная со второго класса в формате внеурочной деятельности». В апреле 2019 года насчитывалось 18 000 российских школ, где были введены занятия по шахматам, что составляет 48 процентов от их общего количества. Например, в Югре шахматы — обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах. С 1 сентября таких школ по стране станет еще больше.

— Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновленных образовательных стандартах такой нормы, — сказала Ольга Васильева недавно в ходе выступления на заседании Совета Федерации.

Предполагается, что первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34 часа. То есть выходит одно занятие в неделю. Кирсан Илюмжинов еще в 2016 году написал письмо Ольге Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и делают в московских, ханты-мансийских и других образовательных учреждениях, которые участвуют в проекте «Шахматы в школе». Илюмжинов объяснил, что цель «шахматного всеобуча» — не массовое воспитание гроссмейстеров, а простое повышение успеваемости в школах.

С подготовкой преподавателей трудностей не возникнет. В Минпросвещения считают, что школьная программа по шахматам несложная, освоить ее с помощью методического пособия сможет любой учитель начальных классов. А вот в Новосибирске подошли к вопросу по-другому: там проходят обучение шахматисты Новосибирской области, уже имеющие высшее или среднее специальное образование. Они обучаются по программе профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования (шахматы»). Диплом дает право преподавать шахматы в школах и учреждениях дополнительного образования.

Главное, на что направлено введение новой дисциплины, — выявить у ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем лучше: они развивают аналитические способности, логическое мышление, память и скорость реакции.


МК
07.08.2019
ава
Как разрушить самооценку ребёнка?
Психолог Анастасия Лындина рассказывает об опасных ситуациях, которые в домашних условиях лучше не повторять, как бы не случилось беды. Родители всегда желают детям самого лучшего. Например, вырастить их скромными, уберечь от разочарований и подготовить к встрече с хулиганами, которые всех обзывают. Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь. Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе. Вдобавок человек, не страдающий комплексом неполноценности, всегда найдётся с изящным ответом хулиганам из-за угла. Даже если он не вспомнит ласковые слова, которыми его называет дома бабушка, он сможет крикнуть: «Сам дурак!» и убежать. А вот низкая самооценка грозит всем синяками и общим разочарованием от происходящего в мире. Вот как нам удаётся всё испортить.
Образование 3.0.
Мир моих интересов
ава
Геймификация в российских школах
Хорошие образовательные приложения с игровыми элементами могут существенно облегчить жизнь учителя. Редактор iSpring Павел Храмкин рассказывает об интересных примерах геймификации в России. По определению Кевина Вербаха, профессора права в Пенсильванском университете, геймификации — это применение приемов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах. Геймификация делает скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.